I. Специальность:
1. Две трёхоктавные гаммы (мажор и минор)
Арпеджио: Т, Т6, Т64, ум.VII7, D7 (в темпе на весь смычок)
Двойные ноты: терции, сексты, октавы (в мажоре и миноре)
Штрихи: мартэле, пунктир, штрих «Виотти», спиккато, сотийе.
2. Два этюда: один на различные виды штрихов, другой для беглости пальцев или в двойных нотах (Р.Крейцер, Г.Кайзер, Ж.Ф.Мазас, Я.Донт).
3. I или II – III ч. из концерта (И.С.Бах ля минор, Ш.Берио №7,9 ; Д.Виотти № 22, 24; Д .Кабалевский, Р.Крейцер № 13 ; В.А.Моцарт «Аделаида», П.Роде № 7,8, Л.Шпор № 2 и др.)
4. Два произведения малой формы (кантиленное и виртуозное)
II. Сольфеджио (письменно и устно)
Письменная часть :
1. Записать одноголосный диктант из 8-10 тт. со скачками, хроматическими звуками, триолями, синкопами. Время-25 минут,8-10 проигрываний.
2. Сделать функциональный анализ аккордовой последовательности из 8-10 аккордов, включающей D7 с обращениями, II7, МVII7, Ум.VII7, II6, VI53.
3. Сделать слуховой анализ элементов музыкального языка вне лада;3 вида мажора и минора,2 вида пентатоники, 4 лада народной музыки, Ув.53, Ум.53, Мd7 с обращениями, Мm7, Mум7, Ум.7-акк.
Устная часть:
1. Пение звукорядов ладов сходу вверх и вниз.
2. Пение интервальной цепочки с характерными интервалами, тритонами в указанной тональности.
3. Пение аккордовой последовательности по цифровке без записи.
4. Пение интервалов и аккордов вне лада от данного звука вверх и вниз.
5. Чтение с листа одноголосного номера из сборника сольфеджио. Примерная трудность: Драгомиров № 180-190.
6. Исполнение заранее подготовленного романса или современной песни с аккомпанементом по нотам.
7. Выполнение различных творческих заданий (по желанию).
Теория музыки:
1. Построение звукорядов ладов, указанных выше, а так же хроматической гаммы.
2. Построение в тональности: тритонов натурального и гармонического тонов, характерных интервалов, Ув.53 и Ум.53 с разрешением.
3. Построение аккордов по указанной цифровке в тональности.
4. Построение всех перечисленных выше интервалов, аккордов от звука вверх и вниз с разрешением.
5. Выполнение заданий по энгармонизму интервалов или транспорту.
6. Запись тональностей I степени родства к данной на экзамене.
Рекомендуемый список романсов и песен:
1. Старинные русские романсы.
2. А.Алябьев «Деревенский сторож»
3. А.Варламов «На заре ты её не буди», «Красный сарафан»
4. А.Гурилёв «Колокольчик», «Домик-крошечка»
5. М.Глинка «Мэри», «Не искушай»
6. А.Даргомыжский «Мне грустно», «Червяк»
7. П.Чайковский «Средь шумного бала»
8. Р.Яхин Романсы и песни (по выбору)
9. А.Петров «Под лаской плюшевого пледа»
10. М.Таривердиев Песни из фильма «Ирония судьбы».
Типы творческих заданий:
1. Подбор аккомпанемента к знакомой детской или современной песне (подготовленный заранее или выполняемый сходу).
2. Исполнение песен или пьес собственного сочинения (если имеются).
3. Досочинение в жанрах бытовой музыки(по желанию).
Образцы диктантов: