Ежегодно во всех образовательных организациях проводится всероссийское тестирование социально-значимых характеристик личности современных школьников и студентов.
Тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования.
Результаты тестирования позволяют определить, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения.
Анализ результатов тестирования поможет организовать профилактические мероприятия для обеспечения психологического благополучия личности обучающихся, оказать им своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.
ЗАЧЕМ ПРОВОДИТСЯ МАССОВОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ?
Для построения научно обоснованной работы с детьми и родителями по снижению негативных явлений в подростково-молодежной среде, приобщения к наркотическим средствам и психотропным веществам.
КТО ИНИЦИАТОР РАЗРАБОТКИ ЕДИНОЙ МЕТОДИКИ?
«Единая методика социально – психологического тестирования» (ЕМ СПТ) разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета.
КЕМ РАЗРАБОТАНА МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ?
«Единая методика социально – психологического тестирования» (ЕМ СПТ) разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета.
Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации.
НА ЧТО НАПРАВЛЕНА МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ, В ЧЕМ ЕЕ СУТЬ?
Методика не оценивает детей
При работе с ней подростки, юноши и девушки сами оценивают социально-психологические условия, в которых находятся.
Это опрос, выявляющий мнения, представления и позиции обучающихся относительно их самих и обстоятельств, в которых они находятся.
ВЫЯВЛЯЕТ ЛИ МЕТОДИКА СПТ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЕ ИЛИ НАРКОЗАВИСИМОСТЬ?
Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости. Она выявляет социально-психологические предпосылки, которые в определенных обстоятельствах могут спровоцировать аддиктивное поведение.
МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО МЕТОДИКА СПТ ИЗУЧАЕТ «ГЛУБИННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ» ОБУЧАЮЩЕГОСЯ?
Нет. Методика не является ни клинической, ни психиатрической. Она не направлена на изучение глубинных особенностей психики.
Методика оценивает степень неблагоприятности социально-психологических условий, в которых находится обучающийся.
ВАЖНО ЛИ В КАКИХ УСЛОВИЯХ И В КАКОМ СОСТОЯНИИ ЗАПОЛНЯЕТСЯ ТЕСТ?
Да, эти обстоятельства существенно влияют на результаты теста!
Для любого человека естественно испытывать напряженность в подобных ситуациях.
Обучающийся должен быть подготовлен к процедуре тестирования: перед проведением СПТ необходимо разъяснить цель и процедуру тестирования, настроить на работу и замотивировать отвечать откровенно.
Тестирование должно проводиться в комфортных условиях.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ?
Все результаты тестирования строго конфиденциальны!
Каждому обучающемуся присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных.
Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Персональные результаты могут быть доступны только трем лицам: родителю, ребенку и педагогу-психологу.
НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО ДЕЛАЮТСЯ ВЫВОДЫ В МЕТОДИКЕ СПТ?
Методика основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного воздействия на ребенка «факторов риска» и «факторов защиты».
Если «факторы риска» начинают преобладать над «факторами защиты» – обучающемуся необходимо оказать психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку и предотвратить таким образом вовлечение в негативные проявления.
ЧТО ТАКОЕ «ФАКТОРЫ РИСКА»?
«Факторы риска» – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение (наркопотребление).
Подверженность негативному влиянию группы.
Подверженность влиянию асоциальных установок социума.
Склонность к рискованным поступкам.
Склонность к совершению необдуманных поступков.
Трудность переживания жизненных неудач.
ЧТО ТАКОЕ «ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ»?
«Факторы защиты» – обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию «факторов риска». Методика оценивает такие параметры как:
Благополучие взаимоотношений с социальным окружением.
Активность жизненной позиции, социальная активность.
Умение говорить НЕТ сомнительным предложениям.
Психологическую устойчивость и уверенность в своих силах в трудных жизненных ситуациях.
КАКОВА ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СПТ?
Тестирование проводится на регулярной основе 1 раз в год начиная с 7 класса и только с 13 лет.
В образовательных организациях среднего профессионального образования тестирование проходят обучающиеся 1-4 курсов.
*По материалам «20 основных вопросов и ответов о Единой методике социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ)»