Рейтинг@Mail.ru

г. Набережные Челны,

ул. Набережная Тукая, д. 33

т. +7 (8552) 71-51-91

факс. +7 (8552) 71-30-97

e-mail: college_art@mail.ru

Главная / Все новости / II Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств
II Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

II Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

ПОЛОЖЕНИЕ

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Учредители Олимпиады:

  • Министерство культуры Республики Татарстан
  • ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»

1.2. Олимпиада дает возможность продемонстрировать знания, умения и навыки учащимся ДМШ и ДШИ в области музыкально-теоретических дисциплин. Она призвана объединить преподавателей-теоретиков для обмена педагогическим опытом, способствовать повышению методического уровня преподавания теоретических предметов в ДМШ и ДШИ. Олимпиада, являясь частью профориентационной работы преподавателей школ и ССУЗов, нацелена на выявление наиболее одаренных детей, обладающих потенциалом для обучения в среднем звене профессионального музыкального образования. Результаты участников олимпиады будут учитываться при их поступлении на музыкальное отделение Набережночелнинского колледжа искусств.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ
  • повышение уровня подготовки учащихся детских школ искусств по музыкально-теоретическим дисциплинам;
  • выявление одаренных детей с целью стимулирования их к поступлению в ССУЗы культуры и искусства (в частности, на отделение «Теория музыки»);
  • налаживание связей и контактов для дальнейшего сотрудничества в области преподавания музыкально-теоретических дисциплин начального и среднего звеньев музыкального образования;
  • развитие форм практического применения знаний, приобретенных в процессе обучения дисциплинам музыкально-теоретического цикла.
  1. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

3.1. Олимпиада проводится в Набережночелнинском колледже искусств по адресу: г. Набережные Челны, ул. Набережная Г.Тукая, д.33

12 февраля 2019 года

3.2. Возрастные группы:

В номинации «Сольфеджио» Олимпиада проводится по двум возрастным группам:

 I группа – учащиеся средних классов (5-6 классы по 7-ми летней программе обучения, 3-4 классы по 5-тилетней программе обучения ДМШ и ДШИ); II группа – учащиеся старших классов (7 классы, 8-9 классы профобучения по 7-милетней программе обучения, 5 классы по 5-тилетней программе обучения ДМШ и ДШИ);

В номинации «Музыкальная литература» разделения на возрастные группы нет.

3.3. Олимпиада проводится:

3.1 Индивидуальный зачет — в номинациях «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» в письменной форме.

3.2 Командный тур — в номинации «Музыкальная литература», в котором участники каждой школы представляют творческий номер. Командный (школьный) зачет.

3.3. Задания Олимпиады связаны с творчеством А. С. Пушкина в русской музыке XIX века и соответствуют программным требованиям учебных дисциплин «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» для учащихся ДМШ и ДШИ.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ И КОММЕНТАРИИ К ЗАДАНИЯМ ОЛИМПИАДЫ

6.1. Средняя группа Номинация «Сольфеджио»

Индивидуальный (письменный) тур олимпиады включает следующие задания:

  1. Одноголосный диктант из музыки русских композиторов XIX века. Диктант исполняется на фортепиано 8 – 10 раз в течение 20 минут с предварительной тональной настройкой.
  2. Записать тему, расшифровав ее по буквенному обозначению (оформить звуковысотный и ритмический рисунки темы).
  3. Определить размер музыкальных фрагментов. В 3-х звучащих фрагментах определить и записать лад (dur и moll) и его разновидность (натуральный, гармонический или мелодический).
  4. 10 элементов вне лада: интервалы, аккорды в гармоническом звучании, лады. Определить и записать 10 элементов за 2 проигрывания.
  5. Гармоническая последовательность из музыкального фрагмента. Выбрать из предложенных гармонических оборотов тот оборот, который соответствует звучащему аудио-фрагменту (в тембре фортепиано).
  6. Выполнить тест из 10 вопросов по теории музыки.

6.2. Старшая группа Номинация «Сольфеджио»

Индивидуальный (письменный) тур олимпиады включает следующие задания:

  1. Записать тембровый диктант.
  2. Записать тему, расшифровав ее по буквенному обозначению (оформить звуковысотный и ритмический рисунки темы).
  3. Выполнить целостный гармонический анализ предложенного нотного фрагмента (определить особенности формы, ладовой организации, проанализировать тональное развитие, записать тональный план)
  4. 10 элементов вне лада: интервалы, аккорды в гармоническом звучании, лады. Определить и записать 10 элементов за 2 проигрывания.
  5. Слуховой гармонический анализ последовательности из музыкального фрагмента.
  6. Заполнить тест из 10 вопросов из области теории музыки.

 

Список тем для расшифровки по буквенным обозначениям

Старшая группа:

М.И. Глинка  Опера «Руслан и Людмила»

2 действие:

Ария-рондо Фарлафа

3 действие:

Персидский хор

5 действие:

Хор «Ах, ты свет,  Людмила»

А.С. Даргомыжский. Опера «Русалка»

Ария Мельника

П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»

1 картина

Дуэт Татьяны и Ольги

Ариозо Ленского

 

Средняя группа:

М.И. Глинка  Опера «Руслан и Людмила»

4 действие:

Марш Черномора

М.П. Мусоргский Опера «Борис Годунов»

Пролог:

1 картина:

Оркестровое вступление

2 картина:

Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»

П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»

3 картина:

Хор «Девицы-красавицы»

4 картина:

Вальс

Романсы:

Глинка «Я помню чудное мгновение»

 

6.2. Номинация «Музыкальная литература»

Индивидуальный (письменный) тур олимпиады включает следующие задания:

  • вопросы и задания по творчеству А.С. Пушкина в русской музыке XIX века;
  • слуховую музыкальную викторину.

Музыкальный материал олимпиады:

М.И. Глинка  Опера «Руслан и Людмила»

Увертюра

1 действие Каватина Людмилы

Сцена похищения Людмилы

2 действие:

Ария-рондо Фарлафа

Ария Руслана

3 действие:

Персидский хор

4 действие:

Ария Людмилы

Марш Черномора

5 действие:

Хор «Ах, ты свет,  Людмила»

А.С. Даргомыжский. Опера «Русалка»

Ария Мельника

Песня Наташи

М.П. Мусоргский Опера «Борис Годунов»

Пролог:

1 картина:

Оркестровое вступление

Хор «На кого ты нас покидаешь»

2 картина:

Оркестровое вступление и хор «Слава»

Монолог Бориса «Скорбит душа»

1 действие:

2 картина:

Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»

2 действие:

Монолог Бориса «Достиг я высшей власти»

Сцена с курантами

4 действие:

1 картина:

Песня Юродивого

Хор «Кормилец-батюшка»

3 картина:

Сцена под Кромами. Хор «Расходилась, разгулялась»

П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»

Вступление

1 картина

Дуэт Татьяны и Ольги

Песни и пляска крестьян

Ария Ольги

Ариозо Ленского

Ариозо Онегина

2 картина:

Сцена письма Татьяны

3 картина:

Хор «Девицы-красавицы»

Ария Онегина

4 картина:

Вальс

5 картина:

Оркестровое вступление  и ария Ленского

Дуэт «Враги…» и сцена поединка

6 картина:

Ария Гремина

Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

Полет шмеля (3 д., 2 к.)

Симфонический антракт ко 2 картине 4 действия «Три чуда»

Романсы:

Глинка «Я помню чудное мгновение»

Рахманинов «Не пой, красавица, при мне»

Даргомыжский «Юноша и дева»

Бородин «Для берегов отчизны дальной»

 

II тур (командный — школьный)

Каждая школа готовит творческий номер, связанный с творчеством или биографией А.С. Пушкина, произведениями А.С. Пушкина в творчестве русских композиторов XIX века. Команда может состоять из учащихся школ, не заявленных в индивидуальный тур олимпиады.

 

На верх