- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учредители Олимпиады:
- Министерство культуры Республики Татарстан
- ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»
1.2. Олимпиада дает возможность продемонстрировать знания, умения и навыки учащимся ДМШ и ДШИ в области музыкально-теоретических дисциплин. Она призвана объединить преподавателей-теоретиков для обмена педагогическим опытом, способствовать повышению методического уровня преподавания теоретических предметов в ДМШ и ДШИ. Олимпиада, являясь частью профориентационной работы преподавателей школ и ССУЗов, нацелена на выявление наиболее одаренных детей, обладающих потенциалом для обучения в среднем звене профессионального музыкального образования. Результаты участников олимпиады будут учитываться при их поступлении на музыкальное отделение Набережночелнинского колледжа искусств.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ
- повышение уровня подготовки учащихся детских школ искусств по музыкально-теоретическим дисциплинам;
- выявление одаренных детей с целью стимулирования их к поступлению в ССУЗы культуры и искусства (в частности, на отделение «Теория музыки»);
- налаживание связей и контактов для дальнейшего сотрудничества в области преподавания музыкально-теоретических дисциплин начального и среднего звеньев музыкального образования;
- развитие форм практического применения знаний, приобретенных в процессе обучения дисциплинам музыкально-теоретического цикла.
- УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ
3.1. Олимпиада проводится в Набережночелнинском колледже искусств по адресу: г. Набережные Челны, ул. Набережная Г.Тукая, д.33
12 февраля 2019 года
3.2. Возрастные группы:
В номинации «Сольфеджио» Олимпиада проводится по двум возрастным группам:
I группа – учащиеся средних классов (5-6 классы по 7-ми летней программе обучения, 3-4 классы по 5-тилетней программе обучения ДМШ и ДШИ); II группа – учащиеся старших классов (7 классы, 8-9 классы профобучения по 7-милетней программе обучения, 5 классы по 5-тилетней программе обучения ДМШ и ДШИ);
В номинации «Музыкальная литература» разделения на возрастные группы нет.
3.3. Олимпиада проводится:
3.1 Индивидуальный зачет — в номинациях «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» в письменной форме.
3.2 Командный тур — в номинации «Музыкальная литература», в котором участники каждой школы представляют творческий номер. Командный (школьный) зачет.
3.3. Задания Олимпиады связаны с творчеством А. С. Пушкина в русской музыке XIX века и соответствуют программным требованиям учебных дисциплин «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» для учащихся ДМШ и ДШИ.
- ТРЕБОВАНИЯ И КОММЕНТАРИИ К ЗАДАНИЯМ ОЛИМПИАДЫ
6.1. Средняя группа Номинация «Сольфеджио»
Индивидуальный (письменный) тур олимпиады включает следующие задания:
- Одноголосный диктант из музыки русских композиторов XIX века. Диктант исполняется на фортепиано 8 – 10 раз в течение 20 минут с предварительной тональной настройкой.
- Записать тему, расшифровав ее по буквенному обозначению (оформить звуковысотный и ритмический рисунки темы).
- Определить размер музыкальных фрагментов. В 3-х звучащих фрагментах определить и записать лад (dur и moll) и его разновидность (натуральный, гармонический или мелодический).
- 10 элементов вне лада: интервалы, аккорды в гармоническом звучании, лады. Определить и записать 10 элементов за 2 проигрывания.
- Гармоническая последовательность из музыкального фрагмента. Выбрать из предложенных гармонических оборотов тот оборот, который соответствует звучащему аудио-фрагменту (в тембре фортепиано).
- Выполнить тест из 10 вопросов по теории музыки.
6.2. Старшая группа Номинация «Сольфеджио»
Индивидуальный (письменный) тур олимпиады включает следующие задания:
- Записать тембровый диктант.
- Записать тему, расшифровав ее по буквенному обозначению (оформить звуковысотный и ритмический рисунки темы).
- Выполнить целостный гармонический анализ предложенного нотного фрагмента (определить особенности формы, ладовой организации, проанализировать тональное развитие, записать тональный план)
- 10 элементов вне лада: интервалы, аккорды в гармоническом звучании, лады. Определить и записать 10 элементов за 2 проигрывания.
- Слуховой гармонический анализ последовательности из музыкального фрагмента.
- Заполнить тест из 10 вопросов из области теории музыки.
Список тем для расшифровки по буквенным обозначениям
Старшая группа:
М.И. Глинка Опера «Руслан и Людмила»
2 действие:
Ария-рондо Фарлафа
3 действие:
Персидский хор
5 действие:
Хор «Ах, ты свет, Людмила»
А.С. Даргомыжский. Опера «Русалка»
Ария Мельника
П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»
1 картина
Дуэт Татьяны и Ольги
Ариозо Ленского
Средняя группа:
М.И. Глинка Опера «Руслан и Людмила»
4 действие:
Марш Черномора
М.П. Мусоргский Опера «Борис Годунов»
Пролог:
1 картина:
Оркестровое вступление
2 картина:
Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»
П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»
3 картина:
Хор «Девицы-красавицы»
4 картина:
Вальс
Романсы:
Глинка «Я помню чудное мгновение»
6.2. Номинация «Музыкальная литература»
Индивидуальный (письменный) тур олимпиады включает следующие задания:
- вопросы и задания по творчеству А.С. Пушкина в русской музыке XIX века;
- слуховую музыкальную викторину.
Музыкальный материал олимпиады:
М.И. Глинка Опера «Руслан и Людмила»
Увертюра
1 действие Каватина Людмилы
Сцена похищения Людмилы
2 действие:
Ария-рондо Фарлафа
Ария Руслана
3 действие:
Персидский хор
4 действие:
Ария Людмилы
Марш Черномора
5 действие:
Хор «Ах, ты свет, Людмила»
А.С. Даргомыжский. Опера «Русалка»
Ария Мельника
Песня Наташи
М.П. Мусоргский Опера «Борис Годунов»
Пролог:
1 картина:
Оркестровое вступление
Хор «На кого ты нас покидаешь»
2 картина:
Оркестровое вступление и хор «Слава»
Монолог Бориса «Скорбит душа»
1 действие:
2 картина:
Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»
2 действие:
Монолог Бориса «Достиг я высшей власти»
Сцена с курантами
4 действие:
1 картина:
Песня Юродивого
Хор «Кормилец-батюшка»
3 картина:
Сцена под Кромами. Хор «Расходилась, разгулялась»
П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»
Вступление
1 картина
Дуэт Татьяны и Ольги
Песни и пляска крестьян
Ария Ольги
Ариозо Ленского
Ариозо Онегина
2 картина:
Сцена письма Татьяны
3 картина:
Хор «Девицы-красавицы»
Ария Онегина
4 картина:
Вальс
5 картина:
Оркестровое вступление и ария Ленского
Дуэт «Враги…» и сцена поединка
6 картина:
Ария Гремина
Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»
Полет шмеля (3 д., 2 к.)
Симфонический антракт ко 2 картине 4 действия «Три чуда»
Романсы:
Глинка «Я помню чудное мгновение»
Рахманинов «Не пой, красавица, при мне»
Даргомыжский «Юноша и дева»
Бородин «Для берегов отчизны дальной»
II тур (командный — школьный)
Каждая школа готовит творческий номер, связанный с творчеством или биографией А.С. Пушкина, произведениями А.С. Пушкина в творчестве русских композиторов XIX века. Команда может состоять из учащихся школ, не заявленных в индивидуальный тур олимпиады.