История преподавания музыкально-теоретических дисциплин в Набережночелнинском колледже искусств (ранее – в училище) насчитывает четыре с половиной десятилетия. С момента основания учебного заведения в 1979 году преподаватели музыкально-теоретических дисциплин осуществляли общепрофессиональную подготовку студентов исполнительских отделений. В 1994 году в связи с необходимостью решения вопроса кадрового обеспечения педагогами-теоретиками музыкальных школ города и региона по решению Министерства культуры РТ в Набережночелнинском училище искусств было открыто отделение Теории музыки.
На всех этапах существования отделения его педагогический коллектив руководствовался принципами высокой профессиональной требовательности, творческим подходом в преподавании предметов музыкально-теоретического цикла, заинтересованностью в конечном результате педагогической деятельности. В разные годы отделением руководили Г.Ф. Калинина, Л.Н. Егорова, Л.Ю. Акимова; сейчас его возглавляет Р.М. Валиуллина. На отделении трудились Л.И. Амирова, Ю.А. Безотосная, Н.В. Виноградова, А.Н. Колигер, С.В. Лоншакова, А.В. Павельева, Г.В. Сиротенко, С.Д. Бородецкая, С.В. Лоншакова, А.Д. Айсина, Т.Ю. Иванова, Р.С. Тулупова, Д.Н. Мингалеева, М.Д. Бакшандаева, Г.И. Закирова, М.И. Рябова, Е.М. Богатова. В настоящее время в предметно-цикловую комиссию Теории музыки входят 7 преподавателей: Р.М. Валиуллина, Л.Ю. Акимова, З.Р. Ардаширова, Е.В. Мирошева, Е.Г. Рухлова, Э.С. Фасхутдинова, Ф.А. Хусаинова.
За 30 лет существования отделения программу обучения успешно освоили 40 студентов, большинство из которых продолжили свое образование в лучших музыкальных высших учебных заведениях нашей страны: Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, Российской академии музыки им. Гнесиных, Санкт‑Петербургской консерватории им. Н.А. Римского‑Корсакова, Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Внедрение образовательных стандартов СПО последних поколений существенным образом преобразовало структуру подготовки теоретиков, открыв перед ними новые горизонты и перспективы, дающие возможность реализовать себя в самых разных сферах. Выпускники-теоретики успешно осуществляют свою профессиональную деятельность в учебных музыкальных заведениях различных уровней (школах и колледжах, концертных филармонических организациях, средствах массовой коммуникации – на радио и телевидении и т. д.). Студенты отделения принимают участие во Всероссийских и Международных музыкально‑теоретических олимпиадах, в которых они традиционно становятся лауреатами и победителями.
Роль теоретического отделения никогда не ограничивалась только подготовкой молодых специалистов. Большую работу проводят педагоги-теоретики колледжа по оказанию методической помощи детским музыкальным школам города и региона. Они присутствуют на уроках и экзаменах, организуют и проводят музыкально-теоретические олимпиады с целью выявления одаренных детей, рецензируют методические работы коллег, консультируют абитуриентов, принимают активное участие в работе городских методических секций преподавателей музыкально-теоретических дисциплин. Педагоги также активно участвуют в научно-практических конференциях, осуществляют просветительскую деятельность.