I. Сольфеджио
Письменно:
1.Запись одноголосного диктанта 12-16тт. с метроритмическими трудностями (триоли, синкопы), скачками и хроматическими (проходящими и вспомогательными) звуками. Возможны отклонения и модуляция. Время-20-25 мин. Количество проигрываний-8-10раз.
2.Запись интервальной цепочки в тональности, включающей 8-10 характерных интервалов и тритонов. Количество проигрываний-2-3раза.
3.Слуховой анализ аккордовой последовательности из10-12 аккордов в 4-х голосном расположении, включающей D7 с обращениями, II7, МVII7, Ум.VII7,II6, VI53. Количество проигрываний-3 раза. Возможно включение аккордовой последовательности из несложного музыкального произведения. Примерная трудность: Моцарт Соната №5 G-dur, I часть, 1-10 такты.
4.Слуховой анализ заданий вне лада: простых и характерных интервалов, аккордов (Б53, М53 с обращениями, Ув.53, Ум.53, Мd7 с обращениями, Мm7, Мум.7, Ум.7-акк.), а также звукорядов ладов (3 вида мажора и минора, 2 вида пентатоники, 4 лада народной музыки- дорийский, лидийский, миксолидийский, фригийский).
Устно:
1. Пение звукорядов ладов, указанных выше.
2. Построение и пение без записи интервальной цепочки с характерными интервалами, тритонами в указанной тональности.
3. Пение аккордовой последовательности в ладу без записи по указанной цифровке, включающей перечисленные ранее аккорды.
4. Постоение и пение с разрешением указанных интервалов, аккордов от звука.
5. Чтение с листа одноголосного номера из сборника сольфеджио. Примерная трудность: Островский, Соловьёв, Шокин. Сольфеджио, II часть, №1-10.
6. Исполнение подготовленного заранее романса или песни с аккомпанементом. Возможно чтение с листа несложного романса с сопровождением.
Творческие задания:
а) подбор гармонического сопровождения к песне, романсу;
б) досочинение фраз, предложений в одном из предложенных бытовых жанров;
в) импровизация мелодии к предложенному гармоническому сопровождению и т.д.
Теория музыки (письменно):
1. Построение звукорядов ладов вверх и вниз, указанных выше, а также хроматической гаммы в мажоре и миноре до 5 знаков включительно.
2. Построение в тональности характерных интервалов и тритонов (натурального и гармонического лада), Ув.53, Ум.53 с разрешением.
3. Построение аккордовой последовательности в тональности по указанной цифровке .
4. Построение всех перечисленных выше интервалов, аккордов от данного звука вверх и вниз с разрешением и указанием тональностей.
5. Выполнение заданий по энгармонизму интервалов или транспорту.
6. Указание тональностей I степени родства к данной.
7. Выполнение несложной ритмической группировки в размерах 3/4, 4/4, 6/8.
8. Определение аккордов в отрывке из музыкального произведения.
II. Музыкальная литература:
I. Письменно:
1. Викторина: определение на слух 15-20 отрывков пройденных в курсе музыкальной литературы произведений.
2. Слуховой анализ незнакомого музыкального произведения с целью определения характера музыки, формы, музыкально-выразительных средств. Количество прослушиваний -2-3 раза. Время выполнения-30мин.
II. Устно:
1. Ответ по заранее выбранным на консультации темам:
а) характеристика творчества одного из композиторов, творчество которого изучалось в курсе музыкальной литературы;
б) анализ одного из пройденных музыкальных произведений с выявлением характера, формы, музыкально-выразительных средств музыкального языка композитора(см. приведённый ниже список).
2. Игра музыкальных примеров, связанных с творчеством избранного композитора и иных, из изученных в курсе музыкальной литературы (по желанию абитуриента).
3. Ответы на вопросы, выявляющие общую эрудицию поступающих.
Список музыкальной литературы для поступающих на теоретическое отделение:
1. И.С.Бах Хоральная прелюдия f-moll
2. Прелюдия и фуга c-moll из ХТК, 1том
3. Токката и фуга d-moll для органа
4. Й. Гайдн Симфония №103
5. Соната e-moll, D-dur
6. В.Моцарт Симфония №40
7. Соната №1 А-dur
8. Опера «Свадьба Фигаро»
9. Л.Бетховен Симфония №5
10. Сонаты №8, 14 (I часть)
11. Ф.Шуберт Песни «Серенада», «В путь», «Форель», «Ave Maria»
12. Музыкальный момент f-moll
13. Симфония h-moll «Неоконченная»(I часть)
14. Ф.Шопен Прелюдии №4, 7, 20
15. Вальсы cis-moll, h-moll; Этюд c-moll op.10 № 12
16. Мазурки В-dur, a-moll; Полонез А-dur. 13. Э.Григ «Пер Гюнт» ( «Утро», «В пещере горного короля», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг»)
17. М.Глинка Опера «Иван Сусанин»
«Камаринская», «Вальс -фантазия»
18. Песни и романсы («Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье», «Попутная
песня»)
19. А.Даргомыжский Опера «Русалка»
Романсы и песни ( «Мне минуло 16 лет», «Мне грустно», «Старый капрал»
20. М.Мусоргский Опера «Борис Годунов»
21. Песни «Колыбельная Ерёмушке», «Картинки с выставки»
22. А.Бородин Опера «Князь Игорь»
23. Романсы и песни («Для берегов отчизны дальней»)
24. Н.Римский-Корсаков Опера «Снегурочка», «Шехеразада»
25. П.Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы»
26. Опера «Евгений Онегин»
27. С.Рахманинов Концерт №2 для фортепиано с оркестром
28. С.Прокофьев Кантата «Александр Невский»
29. Симфоническая сказка «Петя и волк»
30. Фрагменты балета «Золушка»
31. Д.Шостакович Симфония №7, I часть
32. «Песня о встречном»
33. А.Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром
34. Танец с саблями из балета «Гаянэ»
35. Г.Свиридов Музыка к повести А.С.Пушкина «Метель» («Вальс», «Романс»)
36. «Время, вперёд»
III. Фортепиано:
- Полифоническое произведение
- Крупная форма
- Произведение малой формы
- Этюд
Образцы диктантов: