Рейтинг@Mail.ru

г. Набережные Челны,

ул. Набережная Тукая, д. 33

т. +7 (8552) 71-51-91

факс. +7 (8552) 71-30-97

e-mail: college_art@mail.ru

Главная / Все новости / Концерты / «Симфония должна походить на вселенную» — Малер на челнинской музыкальной орбите
«Симфония должна походить на вселенную» — Малер на челнинской музыкальной орбите

«Симфония должна походить на вселенную» — Малер на челнинской музыкальной орбите

Не каждый год в нашем городе, уважаемый читатель, публике представляется возможность услышать произведения, в исполнении которых задействован расширенный состав симфонического оркестра. Чья же художественная концепция потребовала для ее воплощения именно такого решения? Дадим ответ на этот вопрос: удивительно интеллектуально тонкая и не простая для восприятия музыка Густава Малера, великого австрийского композитора, чья творческая деятельность пришлась на последнюю четверть XIX века и первое десятилетие века XX-го. Музыка, которая строит новый мир в попытках обрести гармонию и высший идеал. Музыка, существование которой становится непременным условием победы света над мраком, когда после мучительных страданий появляется первый лучик солнца как надежды. Музыка как воспевание всего прекрасного.

18 сентября 2021 года в Органном зале нашего города слушателей высадили на планету Густава Малера. Путешествие было совершено на космическом корабле с музыкантским экипажем Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан.

Дмитрий Крюков – главный дирижер НСО РБ – с большим воодушевлением познакомил публику с австрийским композитором: «Густав Малер – самый часто звучащий в мире музыки композитор наряду с Моцартом, Бетховеном и Чайковским. Его музыка, вероятно, оказывает самую большую силу воздействия на слушателя. Она способна как обнажить самые глубокие человеческие струны, так и вознести человека до небес». Маэстро отметил также, что в современном мире массовая культура забивает сознание людей эфемерной модой, а Малер, словно предвидя это за 100 лет, пророчески обращает эту формулу против себя же самой: «Он использует колоссальную оркестровую звучность для освобождения индивидуального сознания человека». В подтверждение этого тезиса Дмитрий Крюков привел также строки английского музыковеда и музыкального критика Нормана Лебрехта: «Сидя в числе 3000 людей в любом концертном зале, вы всегда останетесь наедине с самим собой, когда звучит Малер».

Г-н Крюков представил концертную программу вечера, единственным героем которого стала Симфония № 5 до-диез минор в пяти частях Густава Малера.  Дирижер подробно остановился на концепции и смысловом содержании каждой части, а так же заботливо напомнил, что аплодировать между частями цикла не следует. Заметим, что дело здесь не только в воспитании слушательской культуры, ведь сам композитор обозначил в партитуре паузы между частями для осмысления услышанного в благоговейной тишине.

Более заявленных произведений не было. И действительно, отыграв симфонию, оркестр не стал угощать публику десертом «на бис». Музыканты получили заслуженные овации и скромно удалились. Высадка с корабля была таким образом завершена, к легкому недоумению некоторых присутствующих, жаждущих услышать что-нибудь еще.

«Симфония должна походить на вселенную. Она должна включать все, — говорил Густав Малер. – Нет уже ни инструментов, ни голосов. Вся вселенная сливается в едином хоре». Его симфония №5 – безусловный шедевр, способный побудить человека к духовной трансформации и перерождению, вызывающий ощущение незыблемого восторга.

Более всех приковала своё внимание слушателей 4 часть, знаменитое Adagietto, лирическая кульминация симфонического цикла. Дмитрий Крюков представил ее в своей преамбуле следующим образом: «это … постижение сердца, искупление любовью. Идея вечно женственного как единственно творящего принципа мироздания по Гёте». Словно в противовес симфонической мощи оркестра здесь заняты только струнные инструменты – смычковые и арфа. Арфа, правда, звучала в электронной своей версии (настоящий инструмент до нас не доехал, видимо, не вписался своими габаритами в космический корабль). Но отставим шутки в сторону: удивительно нежная, лирически насыщенная музыка тронула каждого сидящего в зале.

Грандиозный жизнерадостный финал, в исполнении которого словно в едином порыве задействованы все музыканты на сцене (а их было около 90! человек), достиг в кульминации ликующего апофеоза. Торжественные фанфарные мотивы в исполнении солирующей медной группы звучали внушительно, учитывая состав – 6 валторн, 4 трубы, 3 тромбона и тубы.

Сложилась ли «вселенная Малера» на концерте? Было ли ощущение полного растворения в звуке? Возможно, ответ для тебя, уважаемый читатель, станет неожиданным после всего прочитанного: думаю, нет. Особенно когда ты поднакопил слуховой опыт и знаешь, как может звучать эта симфония в исполнении других именитых оркестров. По моему скромному (или нескромному?) мнению, коллективу не хватало мастерства, надлежащего качества исполнения для музыки такого уровня. Я бы сказала – лоска, эмоциональной включённости каждого исполнителя, каких-то тонких деталей, неожиданных художественных дирижерских решений, собственной уникальной интерпретации материала. Исполнение больше походило на механистичное проигрывание по нотам.

В любом случае, мы, слушатели, приносим огромную признательность коллективу за выбор репертуара, за насыщенный эмоциями музыкальный вечер, после которого захотелось вновь переслушать симфонию и добавить в постоянный плейлист.

IMG-20210923-WA0016

18.09.2021

 

Студентка отделения «Теория музыки» — Лейсан Гарипова

Акимова Людмила Юрьевна

На верх